Древний город Чичен-Ица

В конце XVI века Диего де Ланда, изучая историю Юкатана, наткнулся на древний город индейцев майя Чичен-Ицу (что переводится как «устье колодца ицев») и первым дал его описание. С того времени руины удивительного древнего города Чичен-Ица не перестают будоражить умы археологов, исследователей и историков.

Расцвет Чичен-Ицы пришелся на период около 600—1200 гг., когда город, как видно, был главным религиозным и политическим центром всего Юкатана. Сохранилось большое количество искусно спроектированных и декорированных каменных строений, это: храмы-пирамиды, дворцы, обсерватории, купальни и площадки для игры в мяч. При этом все сооружения создавались при помощи неметаллических орудий труда. По непонятным причинам в начале XIII века, задолго до тех времен как город был разрушен, жители начали покидать его, возвращаясь в наступающие на город джунгли.

О существовании Чичен-Ицы было известно и через много веков после того, как город оставили жители, но исследования там не проводились вплоть до конца 1830-х годов. Ученый и писатель из Америки Д.Стивенс вместе с британским архитектором и конструктором Ф.Катервудом несколько раз побывали в Южной Америке в 1839–1842 гг. Путешествуя они посетили многие из древних городов и создали два важных труда: «Записки о путешествии в Центральную Америку, Чьяпас и Юкатан» (1841 год), «Записки о путешествии на Юкатан» (1843 год).

В 1875–1883 гг. антиквар и фотограф из Франции Огюст Ле Плонжон со своей женой Элис провел в Чичен-Ице первые раскопки, сделав несколько удивительных стереоснимков в местах проживания индейцев майя. Но выводы, к которым пришел Плонжон, были искажены его твердым убеждением, что Южная Америка является прародиной всех мировых цивилизаций.

В следующие десятилетия в Чичен-Ице побывали многочисленные экспедиции. В 1880-х годах Теоберто Мазер, итальянец по происхождению, прожил в Чичен-Ице три месяца и дал наиболее полное описание руин города, чем кто-либо до этого. 1889 год — Чичен-Ицу посетил дипломат в британских колониях, исследователь и археолог Альфред П.Модслэй. Он осмотрел и сфотографировал руины города.

Его помощник, консул США на Юкатане Эдвард X.Томпсон со своей женой — представительницей племени майя — поздней поселился в Чичен-Ице. В течении 30-ти лет они жили в городе, изучая руины. У Священного сенота (сточного известнякового колодца) исследователь обнаружил предметы из меди, золота, нефрита, а также кости человека.

1924 год — к раскопкам в Чичен-Ице приступили профессиональные археологи из института Карнеги при Гарвардском университете. На протяжении 20-ти лет исследованиями руководил Сильванус Дж. Морлей. Еще в 1907 году, когда Эдвард X.Томпсон совершал свое первое путешествие к руинам города, Морлей побывал у него.

1961 год — Мексиканский национальный институт антропологии и истории начал систематически проводить драгирование Священного сенота, в ходе которого обнаружили 4 тыс. артефактов.

С 1993 года осуществляется организованный мексиканцами археологический проект по исследованию древнего города Чичен-Ицы во главе с д-ом Питером Шмидтом. Под его руководством проводились раскопки, велась исследовательская работа и предпринимались меры по сбережению памятников. Перед учеными стояли задачи: создать карту изучаемой местности, исследовать гончарные изделия и восстановить большую часть тех сооружений, раскопки которых ранее были прерваны.

Священный древний город Чичен-Ица находится в джунглях на северо-западе полуострова Юкатан в 75 милях юго-западнее города Мерида. Ответ на вопрос: по какой причине индейцы майя основали свой священный город в таком месте, дают естественные сточные колодцы, так называемые сеноты, столь важные в местности с малым количеством подземных рек.

Колодец смерти, или Священный сенот, — наиболее известный из них — индейцы майя использовали для ритуальных подношений богу дождя Чаку. Известный факт, что во время засухи, чтобы снискать благосклонность богов, приносились в жертву даже люди.

Считают, что Чичен-Ица основана в 514 году жрецом Лакин Ченом, известным также как Ицамна, а в период расцвета в городе насчитывалось больше сотни построек. Руины Чичен-Ицы возможно разделить на две группы: классического периода истории индейцев майя (250–900 гг.), датируемых VII–X вв., и майя-тольтекского периода — конец X— начало XIII вв.

Тольтеки — также коренное население Америки, пришедшее из Центральной Мексики. В конце X века они сделали Чичен-Ицу своей столицей. По сей день не установили, был ли это захват или своего рода договоренность с индейцами майя. Именно в майя-тольтекский период возводились самые впечатляющие здания, руины которых сохранились до наших дней.

Индейцы майя и Чичен-Ица часто ассоциируются с самым большим строением этих мест — ступенчатой пирамидой храма Кукулькана, известной также как Эль-Кастильо. Храм состоит из двух зданий: большой, величественной пирамиды, воздвигнутой над другим сооружением, более ранним и значительно меньших размеров, и в целом составляет 180 футов в высоту.

На каждой из 4-х сторон пирамиды по 91 ступени, а вместе с платформой на вершине сооружения они составляют 365 ступеней, что соответствует количеству дней в году. Подтверждают предположения, что храм использовался в качестве календаря, и 52 секции, которые символизируют 52-годичный цикл календаря индейцев майя, и 18 террас, которые соответствуют 18-ти месяцам религиозного года индейцев майя.

Кроме этого, пирамида давала возможность точно определить наступление равноденствия. Внутри первой пирамиды храма находится узкая лестница, которая ведет в секретную камеру на вершине постройки. Там археологами был обнаружен высеченный из камня трон в виде фигуры рычащего ягуара, окрашенного в красный цвет, с пятнами на шкуре, сделанными из нефрита, а также изваяние чак-моола (бога дождя) — каменный алтарь, изготовленный в виде откинувшегося назад сидящего человека, держащего чашу или блюдо на уровне живота.

Предполагается, скульптура выполняла миссию посланника к богам. В качестве дара на блюдо клали ладан, а временами и человеческие сердца которые были принесены в жертву богам. В дни весеннего или осеннего равноденствия (21 марта или 21 сентября), когда солнечный свет доходит до ступеней северной части пирамиды, возникает поразительная иллюзия: пока солнце движется по небу, вверх по пирамиде скользит тень змеи.

К западу от Эль-Кастильо находится Храм воинов (Templo de los Guerreros). Он представляет из себя огромную пирамидальную постройку с плоской вершиной, некогда покрытую крышей из дерева и извести. Здание храма украшено колоннами, по сей день сохранившие первоначальный цвет, на которых вырезаны барельефные изображения воинов. Храм окружают сотни столбов — остатки разрушенного здания, известного как Группа тысячи колонн.

В западной части города находится Храм ягуаров, который получил название благодаря веренице ягуаров, вырезанных в верхней части фасада здания в майя-тольтекском архитектурном стиле (около 900—1100 гг.). Во внутреннем помещении храма сохранились удивительные образцы настенной живописи Чичен-Ицы. На одном из них, к примеру, изображается древнее сражение между индейцами майя и тольтеками.

К Храму ягуаров прилегает площадка для игры в мяч (Juego de Pelota) — одно из 7-и найденных в Чичен-Ице полей для мезоамериканской игры в мяч. Точный размер площадки составляет 544 на 223 фута — это самое большое и лучше других сохранившееся поле в Центральной Америке.

До сегодняшнего дня не смогли установить все правила игры, которую майя называли пок-та-пок, но она носила скорей религиозный, а не развлекательный характер. Исследователи едины во мнении, что для того чтобы команда получила очко, один из игроков должен был забросить прочный кожаный или каучуковый мяч, не касаясь кистями рук и стопами, в высеченное из камня вертикально расположенное на стене кольцо соперника.

Это была опасная забава: предположительно, капитану выигравшей или проигравшей команды (точно пока исследователи не знают) в конце игры отрубали голову и приносили в жертву богам. Размеры площадки в Чичен-Ице впечатляют, но все же некоторые из ученых уверены в том, что здесь в действительности проходила игра в мяч. Но размеры поля не позволяли игроку перебросить мяч с одного края площадки на другой, а учитывая, что каменные кольца на стенах расположены почти в 20 футах над землей, — забросить мяч в отверстие становилось совершенно невыполнимой задачей.

Тогда было предположили, что площадка для игры в мяч использовалась как ритуальное место, где проводились церемонии, по форме напоминающие настоящую игру в мяч. Стены площадки украшены изображениями, иллюстрирующими эпизоды игры в мяч: сцены, где игроки одеты в тяжелые набивные одежды, и леденящее душу обезглавливание игрока на глазах у участников обеих команд.

Многие из легенд индейцев майя (книга «Пополь-Вух») упоминают игры в мяч, причем как в мире живых, так и в мире мертвых, что еще раз доказывает религиозный характер игры. В одной легенде сказано о двух близнецах-героях, игравших в мяч ценой своей жизни против владык подземного мира, а в другом описана игра в мяч, в который была вложена отрубленная голова.

Голова человека в ритуалах майя имела особенное значение, о чем свидетельствуют графические изображения Цомпантли, или Стены черепов, — большой каменной платформы 198 футов в длину и 40 футов в ширину Т-образной формы, находящейся в центре города. Эту постройку использовали как основание для деревянных кольев, на которые нанизывались выставляемые на всеобщее обозрение отрубленные головы врагов и погибших соплеменников.

Стены сооружения покрывали барельефы с изображениями черепов, резные изображения орлов, крылатых змеев и несущих человеческие головы воинов майя. Стена черепов, возможно, создавалась для демонстрации силы майя и должна была наводить ужас на врагов.

В южной части города находится одно из самых высоких зданий — достижений архитектуры майя в Чичен-Ице. Это обсерватория, или Эль-Караколь, что переводится с испанского языка как «улитка». Такое название сооружение получило из-за внутренней спиральной лестницы, похожей на раковину улитки. Высота Эль-Караколя — 74 фута. Она представляет из себя башню, возведенную на вершине прямоугольной платформы с многочисленными отверстиями, которые, возможно, использовались для наблюдения за движением звезд и планет.

Сегодня это руины цилиндрической постройки. К югу от Эль-Караколя находится колоссальных размеров Женский монастырь (Las Monjas) — 230 на 115 футов у основания и 59 футов в высоту. Это здание с великолепным орнаментом строили в течении нескольких веков и использовали как городской правительственный дворец.

В летописях индейцев майя говорится, что в 1221 году майя восстали против майя-тольтекской знати и взяли власть в Чичен-Ице в свои руки. О разрушении города свидетельствуют найденные археологами следы пожара на Большом рынке и в Храме воинов. Потом началась гражданская война, и контроль над территорией Юкатана переместился в Майя-пан, что в 30 милях к юго-западу от Мериды, который оставался главнейшим центром цивилизации майя вплоть до прихода испанцев в 1519 году.

После смены власти в начале XIII века Чичен-Ица пришла в упадок, а ее жители бесследно исчезли. Когда в 1517 году сюда пришли испанцы, они обнаружили только город призраков. От прошлого величия не осталось и следа.