Джонстаун — массовое убийство

1977 год был заложен Город мечты религиозного культа Народный храм Джима Джонса. Он перестал существовать после того, как в нем произошло массовое самоубийство и убийство жителей. Погибло больше 900 человек, в том числе 276 детей.

Тот, кто читал Город солнца Томмазо Кампанеллы, вряд ли когда-то захотел бы в нем жить. С позиции современного человека, он напоминает скорей концлагерь, чем город всеобщего счастья, равенства и свободы. Те, кто ехал в джунгли Гайаны строить Джонстаун, также думали, что едут возводить Город мечты. Так оно и было, но мало кто догадывался, до какой степени их взгляды на Идеал расходятся с мечтами преподобного Джима Джонса. Он был главный руководитель и вдохновитель этой идеи. В его честь и назвали город.

1978 год, середина ноября весть о трагедии в Гайане облетела мир. Такого ужасного исхода не знала ни одна секта в истории человечества. Кадры хроники показывали миру сотни тел, лежавших посреди тропического леса, искаженные предсмертными конвульсиями. Все они — кто по доброй воле, а кто по принуждению — подчинились приказу своего духовного отца и совершили самоубийство, выпив раствор цианистого калия. Среди погибших были даже грудные дети. Как утверждали уцелевшие очевидцы, им впрыскивали яд в рот из пипеток. Что же могло стать причиной такого кошмара?

По одной версии, члены секты Народный храм стали жертвами секретного проекта ЦРУ МК-ультра. Сам Джимми Джонс и несколько его близких сподвижников являлись секретными сотрудниками этой организации. Главной их задачей было проведение экспериментов над людьми в области мозгового контроля. Результатом должно было стать беспрекословное подчинение воле руководителя, а массовое самоубийство — бесспорное тому доказательство. Однако иск, возбужденный членами семей погибших против ЦРУ, был отклонен Верховным судом Америки в октябре 1983 г.

Такая версия конечно имеет право на существование, но все могло быть и не так сложно. Люди в массе своей довольно легко поддаются влиянию, что успешно продемонстрировали нам Белое братство, кришнаиты и подобные им секты.

По иронии судьбы над главным алтарем Джонстауна была табличка со словами известного философа Джорджа Сантаяны: Кто не помнит прошлого, тому придется повторять его ошибки. Что ж, попытаемся восстановить картину событий, которые привели к трагедии.

Молодой методистский священник Джимми Джонс безусловно имел недюжинный дар красноречия. Слушать его проповеди собирались сотни жителей Индианаполиса. Но рамки церковной иерархии стесняли новоявленного святого отца, ведь он хотел единолично властвовать над аудиторией. В скором времени ему предоставляется случай стать свободным уличным проповедником. Джонс арендовал склад в одном из районов Индианаполиса. Над его дверью тут же прибил табличку: Народный храм. Так появилась новая религия.

Для священника Джонс оказался отличным бизнесменом. Во всем городе развешивали плакаты, кричащие о его феноменальных способностях. Народный храм преподобного отца Джонса готов был каждому нуждающемуся предоставить не только пищу и кров, но и работу. Для получения денег на нужды храма Джонсом были основаны несколько малых предприятий, где всегда была нужна дешевая рабочая сила.

Постепенно бедный уличный проповедник превратился в состоятельного человека. Но для шикарной жизни требовались все больше денежные средства. Хотя Народный храм собирал урожай с различных полей, основной доход зависел от прихожан. Новые члены общины, оболваненные Джонсом, частенько переписывали на его имя все, имевшееся у них, вплоть до карточек социального страхования. Привлечением новой паствы занимался целый штат сотрудников. Туда входили и актеры, изображающие исцеленных верой, и тайные осведомители, добывавшие сведения, которые потом использовались в проповедях, звуча как откровения, простые зазывалы на улицах, художники и многие другие.

Джонс даже начал заниматься политикой. 1961 год его назначают председателем городской комиссии по гражданским правам. Но существует предел всяким возможностям. Город был выжат как лимон. Поползли нехорошие слухи о том, что в храме обирают до нитки. Наступила пора покидать благословенное место.

Для переселения была выбрана Юкия, городок в ста милях к северу от Сан-Франциско. А поводом послужило откровение, что после скорого ядерного взрыва только он и уцелеет. Целый караван автомобилей двинулся в Калифорнию. Более сотни последователей вызвались сопровождать своего духовного отца.

После переезда Джонс и вовсе зарвался. Во время богослужения он просто мог кинуть Библию на пол со словами: Слишком многие смотрят на ЭТО, а не на МЕНЯ! Как-то во время воскресной проповеди он устроил спектакль со своим воскрешением. Сначала упал на алтарь, обливаясь кровью (для этого была использована курица), с криками о том, что в него выстрелили. После ожил от чтения молитв под неистовство толпы.

С такими талантами грех пропадать на периферии. Так подумал преподобный отец и перебрался в Сан-Франциско. На новом месте в ход был пущен уже отработанный в Индианаполисе вариант, только в более крупных масштабах. Дом для престарелых, больница для наркоманов, бесплатная поликлиника и многое другое. Не обошли вниманием и городскую администрацию. Для организации такого масштаба, какой был Народный храм, ничего не стоило вывести на какую-то демонстрацию или митинг толпы народа. Местным политикам такого рода поддержка казалась нелишней, и они начали стремиться сойтись с Джонсом поближе.

Достоверно известно, что он даже обедал в неофициальной обстановке с женой Джимми Картера, тогда еще кандидата от демократической партии. Письма, подписанные прихожанами, вначале сделали главу Храма начальником местного отделения по улучшению жизни цветного населения, а после членом комиссии по жилищному строительству.

Но нет ничего тайного, что не стало бы явным. За красивым фасадом Народного храма постепенно начало просматриваться истинное лицо святого. Как выяснилось, Джимми Джонс отличался полной сексуальной необузданностью. Ходили упорные слухи о гареме из прихожанок. Самым древним способом управления народными массами является коллективный страх. Джонсом была разработана целая система бичевания недовольных. Провинившихся избивали палками, и это называли сеансами очищения. При этом истязаемые должны были кричать: Спасибо, Отец! С каждым разом сеансы становились все длинней.

Необходима была новая идея для объединения паствы. Ею стало так называемое перемещение. Все прихожане должны были одновременно оборвать свою жизнь, что бы вместе со своим духовным отцом перенестись в некие райские кущи.

Такой способ достижения блаженства был по душе далеко не всем. Подручные Джонса вносили их в особые списки. Впоследствии он постарается вывезти их в Джонстаун в первую очередь. Перемещение было способом избежать гонений, обрушившихся на Народный храм. Многие ли из вас готовы отдать жизнь за то, чтобы оградить церковь от грозящего ей позора? — прямо заявлял преподобный.

До перемещения надо было найти надежное убежище, откуда никто не помешал бы всем вознестись. Предприимчивый пастор тут же начал собирать средства для реализации этой цели. Самое время было призадуматься, но одержимые люди в массе своей были уже на это не способны. Мы верили, что Джонс — Бог и не может сделать ничего дурного, — писала впоследствии одна из прихожанок.

Пора было приступать к решительному действию. Неприятности у Храма множились. Те последователи, у которых все-же хватило сил порвать с Джонсом, организовали группу Товарищи по несчастью и делали все возможное, чтобы пробудить общественность. 1977 год, август в журнале Нью уэст была опубликована обличительная статья, в которой были приведены факты, разоблачающие деятельность Джонса и его ближайших приспешников. Отказавшись от всех занимаемых должностей (к большому облегчению городских властей), основатель религиозного культа срочно вылетел в Гайану.

В прошлом британская колония на побережье Южной Америки стала идеальным местом для реализации наполеоновских планов Джимми Джонса. Затерянная в тропических лесах республика была очень бедной, и коммуна, желающая производить сельскохозяйственную продукцию, пришлась очень кстати. Нелишними стали и полмиллиона долларов, собранные для организации производства.

1977 год первые поселенцы ступили под сень девственного тропического леса, для основания Джонстауна. До ближайшего населенного пункта было 150 миль. После того как был расчищен участок и построены первые бараки, к первопроходцам начали присоединяться остальные. Они все еще верили, что едут строить Город мечты.

Идеал Джонса оказался весьма банальным — типичная плантация, где негры вкалывают от зари до зари, а белые с автоматами не дают им бежать. Прибавить к этому обязательные собрания, суд, тюрьму, школу (что странно) — и получим обычную диктатуру, только церковно-расового толка. Множество правил и наказания за малейшее неповиновение.

Несмотря на отъезд проповедника, страсти в Калифорнии не утихли. Работники американского посольства в Гайане были не склонны придавать им значения, ведь Джонстаун находился под особым покровительством государства. Те немногие, кому все же удалось попасть в этот закрытый город, видели спектакль о счастливой и радостной жизни.

Конгрессмен демократ Лео Райан счел дело Народного храма вполне подходящим для личного продвижения. Если бы он мог только предположить, как все обернется, то десять раз бы подумал. Поездка в Гайану должна была дать ответ на все накопившиеся вопросы.

Поначалу все прошло по обычному сценарию, да так гладко, что Райан и прибывшие с ним журналисты ничего не заподозрили. Все, кто дурно отзывался о коммуне, казались клеветниками и обманщиками.

Однако с наступлением ночи к гостям, поселенным в одной из хижин, тайно потянулись ходоки. Люди рассказывали про избиения, пытки, принуждение к половым контактам, пичканье наркотиками, червивую пищу, вшей и про многое другое. В особенности поразили гостей белые ночи. Так называли репетиции массового отхода в мир иной. За время существования Джонстауна их было 44.

Весь лагерь поднимался среди ночи по тревоге и сгонялся на веранду, где людей ожидал преподобный Джонс, освещенный светом прожекторов. Всем давали по стакану ароматизированного напитка, и люди пили его, думая, что это яд. Потом выяснялось, что это очередной спектакль, и все расходились спать. Подобные действа разыгрывались под предлогом нападения наемников ЦРУ, которые якобы окружили лагерь. У Джонса под воздействием активно принимаемых транквилизаторов и амфетаминов развилась мания преследования.

На следующее утро Лео Райан решил поставить вопрос ребром. Он попросил отпустить с ним всех тех, кто захотел бы оставить город. Желающих было гораздо больше, чем могли вместить два самолета гостей. И все-же решительный конгрессмен попытался забрать всех. Люди погрузились в грузовики. От спасения их отделяли шесть миль грунтовой дороги.

После их отъезда у Джонса начался приступ истерии. Еще при гостях он потерял контроль над собой и наговорил лишнего в телекамеру. Теперь нервы сдали окончательно. Посланные вслед уехавшим охранники расстреляли всех, кто не успел погрузиться в самолеты. Среди убитых оказался сам Райан, часть беженцев и несколько журналистов. Раненых хладнокровно добили. Один самолет все таки смог взлететь, а из тех, кто не успел в него погрузиться, не уцелел ни один человек.

Джимми Джонс понял, что настала пора умереть в революционном самоубийстве. Именно эти слова он кричал в мегафон, созывая людей на последний спектакль. Уставшие от многочисленных проверок люди не сразу поняли, что это конец. Только когда первые жертвы начали битья в конвульсиях, стало понятно, насколько все реально. В лагере оставалось два адвоката, приехавших с Райаном. Им удалось своевременно укрыться в джунглях и увидеть все со стороны. Именно с их слов мир узнал жуткие подробности произошедшего.

Детей приказали умерщвлять первыми. Грудным детям капали яд из пипеток, тем, кто постарше, вливали из стаканчиков. По некоторым данным, многих из прихожан застрелили, так как они отказались уйти из жизни добровольно. Что касается самого преподобного Джонса, то до сих пор не выяснили, был ли он убит кем-то из охранников или застрелился сам.

Так бессмысленно и беспощадно закончила свое существование секта Народный храм. Это был самый массовый, но далеко не единственный случай коллективного ухода из жизни на религиозной почве. К сожалению, мало кто в мире извлек из таких случаев должные уроки. Только у министра иностранных дел Уганды хватило духу открыто заявить о том, что такие события доказывают необходимость пересмотреть вопрос о культах и выработать меры, которые смогли бы защитить простых людей от опасных лидеров.

Версия же, по которой эти трагические события произошли в результате акции ЦРУ, проведенной в рамках проекта МК-ультра, появилась позднее. Может быть, она попросту стала очередным проявлением холодной войны, хотя и сейчас некоторые аналитики полагают, что отбрасывать такой вариант не следует. Не исключено, что жители Джонстауна в действительности могли стать жертвами этого самого секретного в истории американской разведки проекта, предусматривавшего эксперименты над человеческой психикой с применением наркотиков, гипноза, а также разных стимуляторов с целью обеспечения контроля над сознанием путем зомбирования людей. Но подтвердить или опровергнуть эту версию возможно лишь при помощи документов, которые вряд ли станут доступными в ближайшее время.